Продолжаю публикацию переводов блога деловой этики Криса Макдоналда.
Идеи, представленные ниже, это идеи Криса Макдоналда. Ответственность за возможные неточности перевода я беру на себя. Я так же выражаю благодарность Крису Макдоналду за возможность опубликовать его материалы.
The ideas presented below are the ideas of Chris MacDonald. Any errors of translation are the responsibility of Grigorii Kostenchuk. My commendations to Chris MacDonald for his permission to publish his materials.
Григорий Костенчук
Grigory Kostenchuk
Пятого августа тридцать три шахтёра спустились в золото-медную шахту Сан Хосе; более двух месяцев спустя, тридцать три дельца вышли из шахты. Все они были чернорабочие. Теперь они бизнесмены и знаменитости.
Их слава была также использована крупными компаниями в целях пиара. The New York Times сообщает, например, что Apple выслала каждому из шахтёров по новому iPod’у.
Но шахтёры сами будут принимать решение о том, как (и в самом деле выбор их) использовать их новую известность. Голливуд скоро постучится к ним, например. Книжные дельцы тоже опубликуют. Как они будут (и как они должны) управлять славой и случаем? Шахтёры также сделали хороший старт для их предпринимательских карьер. Пока они были под землёй, они втянулись в контракт «уверенные, что они получат в равной степени доход от рентабельных медиа контрактов, они надеятся сохранить историю их двухмесячного спасения в надежде, что они смогут никогда больше не работать».
Но появляется вопрос о таких контрактах. На деле это легальные обязательства? Для того, чтобы получить подсказку, действительно ли это реальный вопрос, посмотрите этот фрагмент от Эндрю Поттера: Чилийские шахтеры: Так глубоко, кто решает что есть закон?
Что изумительно в ситуации с Чили, так это то как много она имеет сходства с одним из известных мыслительных экспериментов в психологии права, известного как «Случай исследователей Speluncean». Написанный Гарвардским профессором права Лоном Фуллером и опубликованный в 1949 году, в статье исследовался вымышленный случай с пятью мужчинами, которые погрузились на изучение в систему пещер в стране известной как Commonwealth of Newgarth. Когда обвал накрыл вход и поймал в ловушку мужчин, они стали ожидать спасения…
В мыслительном эксперименте Фуллера шахтёры в конечном счёте пришли к каннибализму с целью спасения. Статья Фуллера о том, правильно ли такой каннибализм рассматривать как незаконный в такой ситуации. Фуллер создаёт ситуацию, которая (в минимальной степени) позволяет аргументировать, что это будет не так. Законы это социальные артефакты, и шахтёры, пойманные в ловушку под землёй на продолжительный период, в следствие этого выпадают из него и больше не часть определённого общества. Эндрю пишет:
…пойманные в ловушку шахтёры живут в какой-то степени в своём собственном мини обществе. В таком сжатом месте могут возникать всевозможные проблемы: от дискуссий о распределение еды и медицинских запасов до правил об уважение уединённых процедур, для распределения поведения с преступлением таким как воровство или нападение. Если суверенитет определяется способностью к осуществлению монополии на использование силы, тогда какой бы ни была легальная власть в настоящее время в шахте Сан Хосе, это не чилийское правительство.
Теперь предположение Эндрю простирается до чилийского уголовного права. Поскольку оказалось (насколько мы знаем), что никакое существенное насилие не прорвалось среди этих тридцати трёх человек, то этот вопрос остаётся гипотетическим. Но, как я писал выше, другие виды вопросов легальности возникли, включая обязательность контракта мужчин пока они были там внизу.
Я не хочу размышлять дальше на вопрос легальности, но даже если легальность контракта будет благополучно неполноценной, вопрос о том, является ли контракт легальным морально, останется. В конце концов, тридцать три мужчины дали слово, и честный человек должен держать своё обещание. С другой стороны, если мы рассмотрим обстановку в которой контракт был достигнут, мы быстро увидим, что эта обстановка была очень далека от идеальной обстановки для дачи свободных и осведомлённых согласий. Многие вещи могут представить контракт и легальным и морально подозрительным, включая такие вещи как злоупотребление влиянием и заточение. Легко представить, что человек, попавший в ловушку, в закрытое помещение, на пол мили под землёй, будет субъектом для всего этого.
Во всяком случае, моя цель здесь не напустить завесу на то, что представляется так далеко, чтобы быть счастливым концом для сурового испытания шахтёров. Моя цель просто обратить внимание, что вновь-разбогатевшие звёзды-бизнесмены, «los 33» столкнуться с рядом этических проблем. Что они должны узнать и что мы должны узнать от них, не закончилось, когда последний мужчина наконец увидел свет дня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий